• Июнь 28, 2017

Отстройка от конкурентов по методу Джека Лондона

Какие советы можно найти...

в романе классика?

Недавно дочитал я «Лунную долину» Джека Лондона. Прямо сказать, книга не самая популярная, но от этого не менее интересная. Впрочем, речь в статье пойдет не о сюжете и не о литературных достоинствах романа. Я хочу поговорить про то, что меня зацепило как маркетолога. Про то, как выглядит отстройка от конкурентов с точки зрения Джека Лондона.

Отстройка от конкурентов: примеры

отстройка от конкурентов

Конечно, роман не посвящен маркетингу целиком (да и слова-то такого в нем не употребляется). Всего лишь в одной главе есть 4 небольших отрывка. в которых преуспевающий фермер миссис Мортимер рассказывает гостям о том, как ей удается процветать в условиях жесткой конкуренции с другими фермерскими хозяйствами.

Давайте посмотрим, как ей это удается.

Внешние отличия

отстройка от конкурентов

— Не правда ли, милочка, цветы вам сразу бросились в глаза? — продолжала та. — Они-то и заставили вас войти в мой сад и заговорить со мной. Вот поэтому-то они и посажены вместе с овощами, чтобы привлекать внимание. Вы и представить себе не можете, сколько людей обращает на них внимание и скольких они заманили сюда, ко мне.

Дорога эта крайне оживленная, горожане, часто катаются по ней. Нет… с автомобилями мне не везет. Людям, сидящим в автомобилях, ничего из-за пыли не видно. Но когда я начинала, почти все еще ездили на лошадях. Мимо меня постоянно проезжали городские дамы. Мои цветы, да и весь участок бросались им в глаза; они останавливали свои экипажи.

Для того, чтобы отстроиться от конкурентов, часто достаточно отличаться внешне. Но не просто отличаться, а еще и выделяться, бросаться в глаза. Миссис Мортимер, к примеру, использует для этого цветы, которые привлекают людей и заставляют их остановиться.

Если Вы думаете, что за 100 с лишним лет с момента написания романа что-то изменилось — то Вы не правы. Яркие вывески, красиво оформленные витрины и необычные, интересные сайты все так же привлекают внимание потенциальных клиентов.

А я — я всегда оказывалась здесь, перед домом, и меня можно было окликнуть. Обычно мне удавалось зазвать их к себе, чтобы показать цветы — и, понятно, овощи. Все у меня было красиво, опрятно, в образцовом порядке. Это привлекает людей. И… — миссис Мортимер пожала плечами, — вы же знаете, соблазняют человека глаза его.

И этот совет не устарел.

Простота обращения к продавцу, легкость, с которой можно получить от него ответы на все возникшие вопросы до сих пор ценятся покупателями и повышают их доверие к продавцу.

Овощи, растущие среди цветов, прельщали их. Им хотелось моих овощей, непременно моих. И они получали их по цене вдвое против рыночной и платили с большим удовольствием. Я в некотором роде вошла в моду, стала предметом увлечения этих дам. И никто не был внакладе. Овощи были прекрасные, ничуть не хуже других овощей на рынке, а подчас и гораздо свежее.

Да, необязательно продавать дешевле, чем конкуренты. Важно отличаться от них. Низкие цены — это, безусловно, тоже отличие. Но интересно ли Вам работать с целевой аудиторией, заинтересованной исключительно в низких ценах?

Если интересно и Ваша модель бизнеса позволяет назначать цены ниже, чем у конкурентов — это неплохой путь. Но только учтите, что вечно снижать цены вряд ли удастся. И никто не сможет сейчас сказать, чьи цены в итоге будут ниже — Ваши или конкурентов.

Если же Вы хотите отличаться не самой низкой ценой, а чем-то иным, значит, Вам нужно найти для своих «овощей» собственные «цветы», которые привлекут к ним внимание.

Но при этом обратите внимание на последнее предложение в процитированном мною абзаце. Какое бы отличие от конкурентов Вы ни выбрали, никогда не забывайте про качество продукции. Если Ваши товары или услуги не будут устраивать клиентов — никакие отличия Вам не помогут.

Не забывайте, что мои покупатели одним ударом убивали двух зайцев: помимо всего прочего, они совершали доброе дело — они не только получали самые лучшие и самые свежие овощи прямо с грядки, но и гордились сознанием, что помогают достойной вдове. Стало даже признаком хорошего тона покупать овощи у миссис Мортимер.

Но не стоит вдаваться в эту тему, она завела бы нас слишком далеко. Короче говоря, моя маленькая усадьба стала излюбленным местом, куда ездили прокатиться или просто убить время. Стало известно, кто я такая, кем был мой муж и что я делала раньше. С некоторыми из дам я была знакома в лучшие времена. Они всячески старались содействовать мне.

Знакомо, не правда ли? Выделяться можно и историей. Историей создания и становления компании. Трудностями, с которыми пришлось столкнуться. Или, напротив, достижениями. есть ли в Вашей компании что-то интересное? Если есть — расскажите об этом! Если нет — постарайтесь найти что-то необычное, что-то такое, что может заинтересовать окружающих.

Можно выделяться и отношением к окружающему миру — защищать природу, оказывать помощь детскому дому, спонсировать местную футбольную команду… Вариантов много, главное, чтобы Вы в своем курсе совпадали с курсом своих клиентов. Очень странно бороться за всеобщую трезвость, но при этом производить элитные вина, правда?

К тому же я завела обычай угощать своих клиентов чаем. Таким образом, покупательницы становились как бы моими гостями. Я и теперь подаю чай, когда они приезжают, желая похвастать мною перед своими приятельницами. Итак, вы видите, что цветы сослужили мне немалую службу.

Да-да, уровень сервиса — это тоже отличный способ отстроиться от конкурентов. При этом важно, чтобы это был не просто приятный и ненавязчивый сервис — именно его от Вас и ожидают. Это должно быть что-то необычное, неожиданное и запоминающееся — такое, чтобы Ваши клиенты захотели сели не обратиться к Вам вновь (что возможно не во всех сферах), то уж точно рассказать о Вас друзьям.

Делать то, что не делают другие

отстройка от конкурентов

— Белые леггорны, — пояснила миссис Мортимер. — Вы не представляете, какой доход они мне дали в этом году. Я никогда не держу курицу после того, как она перестает нестись.

Возможно, это прозвучит жестоко, но и Вам нет смысла вкладывать деньги в то, что не приносит Вам прибыль. Причем вовсе не обязательно, чтобы прибыль приходила напрямую, как курица, несущая яйца. Ведь миссис Мортимер приносят прибыль и цветы — даже несмотря на то, что она их не продает.

Задумайтесь, есть ли у Вас в компании что-то, что не приносит Вам прибыль тем или иным способом? Если есть — прекратите тратить на это деньги.

— И только благодаря тому, что я вывожу цыплят в те сроки, какие мне нужны, — что у нас пока делают разве какие-нибудь единицы из десятков тысяч, — куры у меня несутся зимой, когда птица обычно перестает нестись и когда цена на яйца особенно высока.

Отличный вариант отстройки от конкурентов — делать то, чего не делают другие. У других курсы не несутся зимой? Заставьте своих кур нестись — и прибыль Ваша!

Конечно, начать делать то, чего не делают другие, совсем не просто. Но, однако, это именно та овчинка, которая стоит выделки. Ведь при этом Вы становитесь лидером в своей отрасли и за Вами начинают тянуться другие. Если, конечно, у них это получится.

У меня свои постоянные покупатели. Они платят мне за дюжину на десять центов больше рыночной цены, потому что я поставляю только однодневные яйца.

Как видите, вовсе не обязательно выпускать новый продукт или что-то изобретать. Часто достаточно просто повысить скорость доставки. И, конечно, при этом большую роль играет Ваша репутация.

Но выгода очевидна — Вам будут готовы платить за тот же товар больше, чем конкурентам. И все потому, что Вы предлагаете покупателям лучшие условия (даже если выгода от них так же неочевидна, как разница между однодневными и двухдневными яйцами).

Продавать то, что не продают другие

Они осмотрели коровник, свинарник и псарню. Все было невелико, но все приносило доход, уверяла миссис Мортимер и тут же подсчитывала свои барыши. У них дух захватывало от цен, которые она платила и получала за породистых персидских кошек, свиней, шотландских колли и джерсейских коров.

Очень простой совет: продавайте то, чего другие не предлагают. Там, где все продают обычных кошек, предлагайте персидских. Если конкуренты продают аляскинских маламутов — продавайте шотландских колли.

При этом вовсе не обязательно, чтобы Ваш товар был лучше товаров конкурентов — он просто должен быть другим. Ведь для многих людей главная ценность — это возможность отличиться, выделиться в глазах окружающих.

И для молока джерсейских коров у нее был особый рынок сбыта, причем она получала за кварту на пять центов больше, чем стоило молоко коров лучших местных пород.

Но, конечно, если Ваш продукт будет не просто другим, если он будет лучше, чем продукт конкурентов — то это отличное преимущество, которое не стоит упускать!

Быть другим в глазах клиентов

отстройка от конкурентов

Затем она познакомила их еще с одной отраслью своего хозяйства — изготовлением домашнего варенья и джемов, которые она поставляла заказчикам по совершенно несуразным ценам. Саксон и Билл сидели в удобных плетеных креслах на веранде и слушали рассказы миссис Мортимер о том, как она подняла цену на свои варенья и джемы, сбывая их только лучшему ресторану и самому аристократическому клубу в Сан-Хосе.

Начиная это дело, она отправилась с образцами к владельцу ресторана и буфетчику клуба и после долгих споров убедила их создать себе из ее товаров «специальность», всячески рекламируя их посетителям, а главное — резко повысив цену на все блюда, в состав которых они входят.

Способ отстройки от конкурентов для тех, у кого нет каких-то отличий. Иногда достаточно лишь создать видимость такого отличия в глазах потенциальных покупателей!

Как видите, миссис Мортимер ни слова не говорит о том, что ее варенья и джемы чем-то отличаются от вареньев и джемов конкурентов. Скорее всего, они точно такие же. Но зато купить их можно только в двух местах — лучшем ресторане и самом аристократическом клубе города. И больше нигде!

Думаю, Вы уже и сами поняли, как это работает. Как только выясняется, что доступ к какому-то продукту ограничен (да еще и стоит больших денег!), так сразу же он начинает пользоваться повышенным спросом, даже если ничем не отличается от другого — точно такого же — продукта, который доступен на каждом углу.

Прошло больше 100 лет, а ничего не изменилось. Мы тоже часто покупаем вещи не за качество, а лишь за надпись на бирке. Так почему бы и вам не воспользоваться такой возможностью выделиться среди конкурентов? Все в ваших руках, все зависит только от Вашего умения преподнести себя.


А приходилось ли Вам сталкиваться с маркетинговыми «фишками» при чтении классических произведений? Для меня этот отрывок из Джека Лондона стал настоящим открытием — я не мог и подумать, что в романе 1913 года можно встретить идеи, которые маркетологи используют и сегодня.

Если у Вас тоже были подобные открытия — напишите в комментариях, мне будет интересно о них прочитать.



Статьи в тему