• Октябрь 15, 2018

Корпоративная библиотека: как не дать книгам пропасть?

Систематизируем

и упорядочиваем

Хочу поднять такую тему, как корпоративная библиотека. Как ее упорядочить, как вести учет книг и не пропускать интересные новинки.

Наводим порядок в офисе

Недавно разбирая большую стопку документов и прочих рабочих бумаг так увлеклась, что решила навести «бумажный» порядок во всём офисе. Есть у нас такие места, где бумаги живут-поживают уже несколько лет, и  никто не признается, что это и зачем оно здесь живёт.

В ходе такого рейда было обнаружено, что у нас по всему офису расположилось огромное количество книг. Так как многие ребята в компании регулярно расширяют свои знания в разных сферах, книги мы покупаем часто. Их скопилось много, и они лежат везде: на подоконниках, целыми стопками на рабочих столах и  шкафах. Некоторые умельцы подкладывают книги под свои мониторы (есть и  такие вот книжные тираны).

Но мы в этом плане не совсем безнадежны — книги у нас давно посчитаны (239 штук), и переписаны в Google Docs. Правда, при этом нет никакой организации корпоративной библиотеки. Одни и те же книги покупаются разными подразделениями, нет ответственного человека, который следит за выходом новых книг, нет единой политики приобретения профессиональной литературы.

Мы пришли к выводу, что важно и нужно разобраться и грамотно организовать библиотеку.

Корпоративная библиотека: первые шаги

Так выглядит корпоративная библиотека zolle

С чего же начать?

Просто расставить кучу книг по  полкам — не вариант, найти нужную книгу будет весьма проблематично. Поэтому нужно их разобрать и систематизировать. При этом пронумеровать каждую книгу и начать вести журнал имеющихся книг. На помощь в этом придет Google Docs. Работы максимум на 1 час, зато систематизация облегчит Вам работу в дальнейшем.

Есть и другие способы упорядочить свою библиотеку. Например, систематизация в Evernote или в таких сервисах, как GoodReads. Так можно не только систематизировать всю Вашу библиотеку с хранением данных в Сети, но и оставлять рецензии о прочитанных книгах, находить у друзей интересные книги для чтения.

С систематизацией мы справились, теперь нужно определиться, где книги будут с комфортом жить. Конечно же, книгам нужен книжный шкаф. Желательно, чтобы шкаф был с прозрачными дверцами. А еще обязательно позаботьтесь о замочке, ведь без замочка книги могут быть украдены или некто заберет их почитать на неопределённый  срок.

В шкафу лучше разложить книги по темам, а внутри каждой темы — в алфавитном порядке по автору или названию. Так с легкостью можно будет отыскать любую книгу. (Многие расставляют книги по цветам, это интересное решение для интерьера, но не для организации библиотеки).

Регистрация и учет в корпоративной библиотеке

Журнал учета для корпоративной библиотеки

Вот мы уже расставили книги. Теперь нужно перейти к следующему важному этапу. Если Вы хотите отслеживать судьбу каждой книги, а не расклеивать по офису плакаты «Пропала книга!» («Ководство» Артемия Лебедева, я до сих пор ищу тебя! Отзовись!)

Заведите журнал регистрации выдачи и возврата книг. На первых страницах напишите правила пользования библиотекой, прикрепите лист ознакомления всех сотрудников с этими правилами (под роспись).

Правила очень простые. Во-первых, если книга будет утеряна, то читателю придется либо возместить стоимость пропавшей книги, либо купить и вернуть в библиотеку такую же. Во-вторых, установите номинальный срок возврата книг. Например, 14 дней.

Удобно вести журнал и в бумажном виде, и в электронном. В бумажном варианте у Вас есть неопровержимое свидетельство, что книга на самом деле была взята – подпись взявшего ее почитать. В электронном виде все остальные члены команды могут видеть, у кого книга, и приблизительно узнать, до какого числа она занята.

Если углубиться в бюрократию, то в организации должен выйти  приказ о назначении конкретного человека библиотекарем. Этот человек должен  будет выдавать читателям книги, вести журнал выдачи и возврата, планировать приобретение книг и проводить ревизию Вашей библиотеки.

И вот с библиотекой уже может работать! Вы восхитительны! Раструбите об этом по всему офису и ждите читателей ))


В Вашей компании есть профессиональная библиотека? Делитесь с нами в комментариях своим опытом ее организации и ведения.



Статьи в тему