• Декабрь 14, 2018

Как бороться с опозданиями?

Кормить завтраками

или штрафовать?

Давайте поговорим о том, как бороться с опозданиями, ведь в современном мире они недопустимы. Дисциплина напрямую влияет на качество товара, который Вы продаете, или услуги, которую Вы оказываете.

Если на вывеске Вашего офиса указано, что он открывается в 10:00, сотрудникам нужно быть на месте к этому времени. В противном случае  Вы рискуете получить недовольного клиента.

Пунктуальность сотрудников – лицо компании. Если сотрудники пунктуальны, клиент с большей лояльностью будет относиться к Вашей компании в целом, и с большой вероятностью будет рекомендовать Вашу компанию другим.

Что же  делать с сотрудниками, которые постоянно опаздывают?

Какие бывают опоздания?

Перед тем, как начинать бороться с опозданиями, нужно разобраться, что стало их причиной

Для начала нужно понять, что опоздание опозданию — рознь. Существуют два вида опозданий:

1. Объективные.

Такие опоздания вызваны чрезвычайными ситуациями.  Например: ДТП, авария в квартире, болезнь ребенка. С этими опозданиями всё понятно. Подобная ситуация может случиться с каждым.  Поэтому руководству стоит войти в положение опаздывающих по похожим причинам сотрудников и рассматривать их в частном порядке.

Далее  не будем акцентировать внимание на  объективных опозданиях.

2. Субъективные.

Примеры субъективных опозданий:

  • сотрудник не мотивирован на рабочий процесс, испытывает дискомфорт в коллективе, нуждается в «подзарядке»  или же просто «перегорел»;
  • у сотрудника проблемы с организацией личного времени;
  • сотрудник «сова» и у него смещённый режим работы и отдыха;
  • отдаленность места работы от дома и проблемы с транспортом. Особенно актуально для Москвы и Санкт-Петербурга;
  • сотрудник не принимает или не осознает корпоративные ценности компании;
  • в компании отсутствует  корпоративная этика. Ситуация, когда одним можно опаздывать, а другим — нет.

Как бороться с опозданиями?

Рассмотрим  несколько методов  борьбы с опаздывающими сотрудниками.

1. Денежный штраф

Штраф - не самое лучшее, но зато самое популярное средство борьбы с опозданиями

Сразу уточним, что работодатель не может штрафовать подчиненного за опоздания в счет его зарплаты. Это запрещено Трудовым кодексом (137 ТК РФ).

По закону можно делать сотруднику выговор, требовать объяснительную или поднимать вопрос об увольнении. Даже если во внутреннем трудовом договоре будут прописаны штрафы за опоздания, это все равно будет незаконно. Денежный штраф допустим только за счет стимулирующих выплат (премии).

Допустим, Вы ввели штраф, и сотрудники приходят на работу вовремя. Но может получиться так, что приоритетом в рабочем процессе для них станет отработка определённых часов для получения оклада и со временем начнет теряться нацеленность на развитие и достижение целей.

2. Отработка

Опаздывающие остаются в офисе после завершения рабочего времени и отрабатывают время, на которое опоздали. Данный метод борьбы следует зафиксировать документально для того, чтобы работник не начал требовать оплату сверхурочных часов.

3. Гибкий график

Гибкий график - это когда сотрудник опоздал... но он не опоздал!

Делим рабочее расписание на три графика. Например, с 8, 9 и 10 часов. Сотрудники выберут для себя оптимальный вариант в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

Этот  метод может  решить проблему опозданий раз и навсегда.  Как раз этом метод используем мы в zolle 🙂

4. Воздействие коллектива

Это жесткий подход в борьбе с опозданиями, когда весь коллектив воздействует на опаздывающих.

Или, другими словами, опаздывает один, а «расплачиваются» все. Метод наказания, который может помочь повысить ответственность сотрудника, но разобщить всю команду.

5. Разделение времени начала работы для сотрудников и для клиентов

Например, сотрудники должны прибывать к 9:00, а клиентам предлагается звонить с 10:00.

Тогда опоздания не влияют на имидж компании. Но при этом  внутри команды возможные проблемы из-за опозданий не решатся.

6. Работа на результат

Если сотрудник выполняет поставленные задачи - то какая разница, когда он приходит на работу?

Дать команде больше возможностей для самостоятельного распределения времени. Отслеживать рабочий процесс по контрольным точкам. Возможно, производительность не изменится, но при этом сотрудники будут комфортнее себя чувствовать.

7. Работа из дома

Многие  компании разрешают сотрудникам работать из дома. Это экономит время, потраченное на дорогу до работы.

8. Обеспечение сотрудников завтраками за счет предприятия

Сытый сотрудник - довольный сотрудник!

Лично мне очень нравится такой вариант. Например, при начале работы в 9:00 столовая (если такая имеется) выдает бесплатные завтраки с 8:00 до 8:45. Или менее затратный вариант: утром угощать пришедших вовремя кофе или выпечкой.

Как начать бороться с опозданиями?

Приступать к той или иной стратегии сразу не стоит. Нужно спрогнозировать возможные результаты. Если Вы выберете неправильный метод для своей команды, можно получить, например, следующее:

  • временное сокращение количества опозданий (1-2 месяца) и последующее их возобновление;
  • конфликты между сотрудниками;
  • негативное отношение к необходимым задержкам на работе;
  • обида наказанных за случайное опоздание.

В небольшом коллективе лучше обсудить ситуацию с сотрудниками. Совместно можно продумать варианты действий и выбрать лучший, который не будет ущемлять права сотрудников и сэкономит деньги и время компании.


Расскажите нам, есть ли у Вас проблемы с опозданиями и как Вы с ними боретесь 🙂



Статьи в тему