• Февраль 13, 2019

Корпоративное питание: тенденции в компаниях России

Кормить или
не кормить -

вот в чем вопрос!

Добрый день! Хотелось бы познакомить наших читателей с еще одной услугой Zolle — отраслевым анализом рынка. Для примера, в этой статье поговорим про корпоративное питание и его рынок в России. Оговорюсь сразу: это мини-анализ по вторичным данным, что не должно повлиять на интересность статьи. Итак, приступим!

Что представляет из себя корпоративное питание?

Статья будет следовать следующему плану:

  1. Введение.

  2. Статистика по российским компаниям.

  3. Формы дотации на питание.

  4. Есть ли выгода компании в организации питания своих сотрудников.

  5. Динамика и тенденции развития отрасли корпоративного питания.

Что представляет из себя корпоративное питание в России?

Корпоративное питание в России

На сегодняшний день заметно растет число компаний, которые приходят к осознанию того, что величина заработной платы — это не единственная и зачастую не самая главная мотивация для человека, чтобы трудиться во имя процветания компании.

Поэтому большая часть компаний, крупных и не очень, предлагает работнику оплачиваемый социальный пакет, куда в последнее время все чаще входит организация бесплатного корпоративного питания.

В ходе моего мини-анализа было выявлено, что большинство российских работников самостоятельно организует свое питание в обеденный перерыв. Количество компаний, не занимающихся организацией питания сотрудников, составляет 69% от всех российских компаний.

Как питаются работники в таком случае? По данным исследования Superjob, обед практически каждого второго работника — это еда, принесенная из дома.

Процентное соотношение выглядит так:

  • 47% работников приносят еду из дома;
  • 17% обедают в столовой своей организации;
  • 13% посещают кафе и рестораны;
  • 8% ходят обедать домой;
  • у 8% нет обеденного перерыва вовсе;
  • каждый сотый заказывает еду с доставкой в офис.

При этом мужчины, в отличие от женщин, предпочитают питаться в столовых, близлежащих кафе и ресторанах (соотношение примерно 2:1). Я могу предположить, что такая разница существует по причине того, что женщины более склонны к правильной и полезной еде, приготовленной самостоятельно дома, нежели мужчины.

И все же есть группа компаний, которая организует питание своих сотрудников. Она занимает небольшую часть, а именно — 20% от всех российских компаний.

При этом половина из них обязана организовать питание по трудовому законодательству, то есть это те случаи, где трудовой процесс связан с нахождением работников в условиях вредных и даже опасных для жизни и здоровья.

Оставшаяся половина — это фирмы, добровольно организующие систему питания для своих сотрудников, расценивающие это как дополнительную мотивацию с целью повышения эффективности наемных работников.

Какие есть форматы организации корпоративного питания?

Форматы организации корпоративного питания

Теперь давайте посмотрим на реальную картинку того, в каких формах компании организуют питание. Существует несколько вариантов:

  1. Организация столовой в компании.

  2. Организация раздаточной линии или буфета в компании.

  3. Организация доставки питания в офис с помощью стороннего кейтеринга.

  4. Организация питания вне офиса в определенном месте.

  5. Компенсация расходов на питание следующими способами:

  • ежемесячная выплата на электронную карту;
  • ежемесячная / ежеквартальная / ежегодная выплата фиксированной суммы на питание;
  • предоставление сотрудникам талонов на питание.

Интересно, что различные выплаты являются наименее эффективными в плане мотивации сотрудников. Мною была найдена статистика: каждый второй сотрудник, получающий ежемесячную / ежеквартальную / ежегодную выплату на питание, тратит эти деньги на другие потребности (чаще всего на развлечения) и не ощущает материальной помощи от компании.

Не буду углубляться в описание каждой из форм, основные их плюсы и минусы и так ясны. Отмечу лишь, что наиболее распространенная форма организации питания — питание по талонам. Удивительно, но это факт.

Второй по распространенности вариант — доставка горячих обедов в офис от стороннего кейтеринга. И такие “легкие” способы в организации питания сотрудников сейчас набирают обороты среди российских компаний, в частности, в Санкт-Петербурге и Москве.

Нужно ли тратиться на корпоративное питание?

Затраты на корпоративное питание

Перейдем к вопросу о том, выгодно ли вообще компании дотировать питание сотрудников или нет. Сначала разберем вопрос на глобальном уровне, а потом обратимся к фактам, основанным на проведенных опросах.

Итак, что получает работодатель взамен на бесплатное питание для своих сотрудников:

  • повышается мотивация соискателей.
    Прямая денежная мотивация сотрудников далеко не всегда наиболее эффективна. Обеспечение питания на работе или компенсация затрат на него в виде дотаций могут значительно повысить заинтересованность в вакансии при равном предложении финансового обеспечения у конкурентов, а также позволят увеличить заинтересованность в сохранении рабочего места у действующих сотрудников;
  • повышается комфорт работы сотрудников, а значит и повышается эффективность их труда;
  • улучшается эффективность использования времени перерыва.

Основываясь на опросах среди компаний, организующих питание своих сотрудников, вырисовываются еще и такие плюсы корпоративного питания:

  • “так можно увеличить результативность труда сотрудников, побудить к их более рациональному использованию времени на труд и отдых, укрепить трудовую дисциплину и корпоративный дух и, в конечном счете, все это обеспечивает рост экономических и финансовых показателей”;
  • с помощью организации корпоративного питания “можно получить налоговые послабления: статья 255 НК РФ предусматривает снижение базы по налогу на прибыль для компаний, предоставляющих безвозмездное питание своим сотрудникам”;
  • за счет организации бесплатных утренних завтраков прекратились опоздания по утрам на работу, помимо этого сотрудники начинали рабочий день раньше: уже за завтраком понемногу включались в обсуждение текущих процессов;
  • некоторые компании отметили, что у них снизилась заболеваемость сотрудников за счет регулярного употребления пищи в течение дня и сбалансированности ее рациона;
  • также был выявлен такой плюс, как “стимуляция сверхурочной работы благодаря бесплатным ужинам”.

Таким образом, можно сделать вывод, что заботиться о своих сотрудниках, в частности, по вопросу питания, компаниям очень выгодно.

За корпоративным питанием — будущее?

Будущее корпоративного питания

И последний вопрос, который мы разберем, — это динамика развития отрасли корпоративного питания.

Основываясь на материале исследования, в ходе которого был проанализирован весь кейтеринг в целом за последние 10 лет, — ежегодный его прирост составляет 10-20%. Рост кейтеринга в мире составляет около 13% в год.

Эксперты прогнозируют рост числа компаний, обеспечивающих  своих сотрудников полноценным питанием в рабочее время, что повлечет за собой перспективность сегмента стационарного обслуживания предприятий и организаций.

А в офисах класса А и В прогнозируется увеличение численности такой формы организации корпоративного питания, как организация питания по системе free flow — совмещение островной системы (3-4 острова) и раздаточной линии на единой точке питания.

Организация питания по системе free flow подразумевает наличие помещения большой площади и расширение штата обслуживающего персонала (ввод новых должностей). Минимизировать временные затраты призван тандем с линией раздачи, плюсом которого является распределение людей по залу и отсутствие очередей.


На этом мой мини-анализ подошёл к концу. Надеюсь, Вы заинтересовались вопросами корпоративного питания.

А у Вас в компании организовано корпоративное питание? Напишите в комментариях, с какой целью оно было внедрено и удалось ли Вам достичь поставленных результатов!



Статьи в тему