• Март 4, 2019

Все о том, что такое файлы cookie, и об их разновидностях

А также о печеньках

и котиках

Всем привет! В данной статье хочу поговорить о такой вещи как котики, печеньки, простите — файлы cookie.

Что такое файлы cookie?

Вот информация о cookie-файлах из Википедии:

Ку́ки (англ. cookie, буквально — печенье) — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя.

Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в составе HTTP-запроса.

Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для:

  1. Аутентификации пользователя

  2. Хранения персональных предпочтений и настроек пользователя.

  3. Отслеживания состояния сеанса доступа пользователя.

  4. Ведения статистики о пользователях.

Так, окей, с Википедией разобрались, формальности соблюдены.

А теперь на понятном языке

Попробуем на понятном языке объяснить, что такое файлы cookie

Сбор данных о посетителях на сайте происходит при помощи счетчиков аналитики — например, Google Analytics и Яндекс.Метрика. За сбор этих данных и отвечают Куки.

По сути своей — это небольшие текстовые файлы, которые веб-сервер отправляет в браузер. Браузер с их помощью получает возможность отслеживать действия на конкретном сайте.

Хранятся файлы куки локально. Другими словами — на жестком диске компьютера (при условии, что у браузера есть на это разрешение).

Хранятся в виде пар имя/значение.

И при следующем посещении веб-сервер сайта и Ваш браузер обмениваются этой информацией между собой.

Зачем нужны куки?

Зачем нужны куки?

Основное назначение cookie-файлов:

  1. Сбор данных инструментами веб-аналитики.

  2. Персонализация рекламы под запросы пользователей: «Привет, ретаргетинг!» (ремаркетинг).

  3. Авторизация, упрощение ввода информации в формы на сайте.

  4. Хранение информации о предпочтениях пользователя на сайте:

    • местоположение;
    • язык интерфейса;
    • демографические данные;
    • тип устройства;
    • операционная система;
    • разрешение экрана.
    • И так далее…

Короче говоря, благодаря Куки сайт узнает пользователя. Именно благодаря кукам Вам не нужно запоминать сотни связок логинов и паролей от кучи сайтов, социальных сетей и интернет-магазинов. (если Вы не параноик)

Куки можно сравнить с консьержем в подъезде многоквартирного дома – первый раз он требует предъявить пропуск (или сообщить какие-либо данные), а во второй узнает нас и пропускает просто так.

Со временем он уже начинает приветствовать нас и, задавая между прочим ненавязчивые вопросы, может узнать о нас всё больше: в какую квартиру мы ходим, сколько у нас родственников, что покупаем, где отдыхаем и т.д.

Постепенно накопленной информации у консьержа становиться ещё больше и, используя её, он начнет нам что-то советовать (согласно нашим интересам), поздравлять с Днём рождения, предлагать какую-то помощь или услуги, а, возможно, даже продавать что-либо.

Минутка информационной безопасности! Не забывайте использовать сложные пароли (особенно для рекламных аккаунтов!), храните их в надежном месте (менеджеры паролей Вам в помощь) и периодически очищайте файлы куки.

Виды и типы куки-файлов

(Это тоже Куки!)

Файлы куки бывают двух видов:

  1. Постоянные (persistent cookies) —  остаются доступными после закрытия браузера.

  2. Сеансовые (temporary cookies) — сохраняются только на протяжении посещения сайта.

А также двух типов:

  1. Основной файл cookie (first-party) – создается одним доменом веб-сайта. Посетитель запрашивает его, когда вводит URL в адресную строку браузера или выполняет переход по ссылке. Это куки, который создается одним доменом и не может использоваться другим. Могут храниться на компьютере в течение нескольких дней, месяцев или даже лет.

  2. Сторонний файл cookie (third-party) – это такой файл куки, который создается одним доменом при заходе пользователя на другой домен. Яркие примеры сторонних куки-файлов — это ретаргетинг и ремаркетинг, пиксели или скрипты отслеживания социальных сетей и так далее.

Так чем же полезны куки для веб-аналитики?

Чем полезны куки для веб-аналитики?

С точки зрения веб-аналитики, основное назначение куки-файлов — идентификация пользователей с помощью уникального идентификатора (ClientID (cid)) который создается для каждого посетителя сайта.

Файл называется _ga и содержит лишь одно значение — случайно сгенерированное число, которое нам известно в Google Analytics как Client ID. Каждое обращение к серверу GA (Hit) содержит в себе этот ID, что позволяет идентифицировать пользователя (а точнее, связку компьютер-браузер).

Рекламные функции

Рассмотрим на примере демографических отчетов, отчетов по категориям интересов в Analytics и Метрике (правда, тут еще используется технология Крипта) — здесь  используется third party cookie.

Эти же самые данные используются для таргетинга по демографии и интересам.

Куки систем контекстной рекламы

Упрощенно говоря, Яндекс.Директ и Google Ads создают файл куки во время клика пользователем по объявлению. Этот файл содержит в себе данные по этому клику.

Конверсии

Что представляет из себя код конверсий?

Код конверсий берет данные из файла куки, который был создан при клике на объявление, и тем самым атрибутирует конверсию с информацией о клике по объявлению. В итоге мы видим, какая кампания, группа объявлений, ключевое слово принесли нам конверсию.

Еще одна вещь, на которую хочу обратить внимание: некоторые пользователи специально удаляют куки и прочие хранилища, а также используют блокировщики рекламы, включают приватный режим, используют прокси или VPN.

Все эти инструменты затрудняют анализ данных и приводят к неточности в отчетах Веб-аналитики. Поэтому все, что Вы видите в инструментах веб-аналитики, имеет определенную погрешность, которая вполне может достигать 30%.


Надеюсь, данная информация окажется для Вас полезной. Высоких Вам конверсий!



Статьи в тему