• Апрель 1, 2019

7 методов поиска креативных решений для Вашей команды

Известные и собственные

разработки

Решения – это то, что приходится принимать каждый день. Но прежде, чем их принять, надо, чтобы появились конкретные варианты: чем больше толковых, тем лучше. Откуда их взять? Собрала для Вас несколько методик поиска креативных решений  – «игр со своим мозгом» — которые позволят найти те самые варианты.

Сначала — самое важное!

Что самое главное при поиске креативных решений?

Мозг – это компьютер, которому нужно для решения задачи максимально четкое ТЗ. Именно из-за его отсутствия (ТЗ, а не мозга 🙂 ) чаще всего и не удается найти подходящее решение.

И наоборот: часто еще в процессе формулировки задания/вопроса/проблемы можно уже найти достойные решения. Как вывод – хорошее ТЗ минимум на 80% обеспечивает успех поиска и скорость нахождения решений.

А теперь о методах поиска креативных решений

7 методик поиска креативных решений

1. Фрирайтинг

Вы ставите сформулированное ТЗ для мозгов своей команды, а дальше отпускаете их на «высиживание» идей.

Это можно реализовать разными методами: выдать всем блокноты со сформулированной проблемой и пустыми страницами для идей или написать на центральной доске офиса крупно сформулированную задачу. Команда принимает ТЗ, дружно кивая головами, и продолжает жить своей прежней жизнью, заниматься ежедневными вопросами.

Несмотря на то, что Ваши коллеги не концентрируются на поиске решения, их «процессор» продолжает подсознательно его искать. И метод «центральной доски» здесь прекрасен тем, что взгляд часто натыкается на ТЗ, а мозг при этом возвращается к поиску.

При такой технологии «высиживания» идеи часто возникают будто из ниоткуда и в самый неожиданный момент. Главное, чтобы они сразу записывались и передавались Вам. Иначе забудутся.

2. 6 шляп мышления

6 шляп мышления

Эта технология особенно прекрасна для творческих людей, любящих и умеющих менять свои роли. Благодаря ей можно официально и всласть побыть пессимистом, попсиховать или, наоборот, поиграть в позитивчик. Играть можно командой или в одиночку.

Смысл метода в том, чтобы посмотреть на ситуацию с разных сторон – «под разными шляпами»:

  • белая — констатация всех фактов;
  • красная — все эмоции, связанные с проектом;
  • желтая — все положительные аспекты;
  • черная — все угрозы;
  • зеленая — все креативные идеи;
  • синяя — анализ ситуации в начале процесса и подведение итогов.

Здорово, если в Вашем офисе есть набор реальных шляп разного цвета, чтобы мозговые штурмы были еще веселее.

Кстати. Стоит заметить, что этот метод позволяет развивать личности Вашей команды, расширять варианты паттернов поведения, учить смотреть на ситуацию с другой стороны. Получается, что такой креативный штурм — это еще и полезный тренинг.

3. Ух-ты, здорово!

Ух-ты, здорово!

Дружелюбная для креатива атмосфера – это когда предложения не оцениваются, а «добиваются». Когда вместо «Да не, это нам не подойдет» на идею отвечают «Ух-ты, здорово! А если сделать вот так, то твоя идея будет еще лучше».

По правилам игры первая идея, рожденная во время штурма, последовательно добивается его участниками. Можно предложить смену любой части идеи, даже самой значительной, или добавить недостающую часть.

Например:

Катя: «А давайте просто отправим декорации поездом, а не как обычно повезем сами на машине!»

Дима: «Ух-ты! Здорово! Так они, скорее всего, не опоздают к началу показа. А если мы сделаем еще защитные боксы, то декорации не пострадают из-за перекантовок».

Оля: «Ух-ты! Здорово! Давайте просчитаем варианты доставки разным транспортом во все миллионники и решим, в какой город каким транспортом лучше отправлять. Может, в Новосибирск будет дешевле отправлять самолетом?» и т.д.

Смысл в том, чтобы вместо возражения на предложенную идею самостоятельно сформулировать решение обнаруженной в идее проблемы. По привычке Дима мог просто сказать «поездом нельзя, нам побьют все декорации», а Оля могла сказать «до Новосиба эта отправка будет стоить нам целое состояние» и так далее.

4. Метод Рорбаха «635»

Метод Рорбаха «635»

Также основан на последовательной работе участников штурма. 6 человек по очереди в течение 5 минут формулируют минимум 3 предложения по решению проблемы на своем бланке. Дальше бланки передаются по часовой стрелке и новые варианты/дополнения/изменения формируются уже на основе идей предыдущего участника.

Каждая бумажка в результате проходит круг из 6 участников и попадает в руки организатора штурма, который анализирует все собранные идеи.

Такой метод, к сожалению, не подходит, когда вариантов решения проблемы объективно мало или придумать их очень тяжело.

5. От будущего

Метод поиска креативных решений От будущего

Иногда очень помогает представить в деталях светлое будущее, когда проблема уже решена, погрузиться в ощущения и задать себе вопрос: «А как так вышло, что это произошло? Что мы такого сделали, что такое будущее таки настало?» Обычно сразу рождаются варианты.

6. От большего к меньшему и обратно

От большего к меньшему и обратно

Бывает, что мы не видим решения, потому что слишком углубились в детали. А бывает, наоборот, из-за слишком широкой формулировки проблемы. Поэтому всегда стоит попробовать сформулировать ТЗ более обще и более узко.

Например, ТЗ: как сделать, чтобы работники не опаздывали?

Более общая задача, от которой пошло указанное ТЗ и которая связана с вопросом «Зачем нам это?»: «Как повысить производительность работы сотрудников?»

Поднявшись на более высокий уровень, мы понимаем, что необязательно стремиться к снижению опозданий. Может, проблема в неэффективности технологий компании, и вопрос в том, как эту эффективность повысить?

Более детальная задача, которая отвечает на вопрос «что значит «не опаздывали»?»: «Как сделать, чтобы работники приходили точно в 9?».

Посмотрев на такую формулировку, мы можем понять, что, возможно, сотрудники опаздывают к 9, потому что попадают в час-пик. А из этого может возникнуть вопрос: «Не стоит ли сдвинуть рабочее время на час вперед или назад?»

7. Всё сойдет

Всё сойдет

Этот метод основан на идее, что всё, что нас окружает, может помочь нам найти решение. Так и есть, доказано 🙂

Технология заключается в том, что Вы задаете себе вопрос, а затем, концентрируясь на окружающих Вас вещах и ассоциациях с ними, случайно находите решение.

Самый простой пример: «Что подарить маме на 8 марта»?». Смотрю вокруг, вижу окно, его стекло и вспоминаю, что мама хотела хрустальную вазу.

Триггерами для идей могут быть не только физические предметы, но и любые слова из Вашего блокнота, рисунки на открытой странице браузера, фразы из разговора окружающих и так далее.

У метода есть приятные последствия: начинаешь замечать вокруг себя то, что раньше не замечал 🙂

Как создать правильную атмосферу для поиска креативных решений

Если Вы практикуете групповые креативные штурмы, важно соблюдать правила:

  • участники штурма до его начала должны четко понимать процедуру его проведения и задать все касающиеся ее вопросы;
  • должен быть назначен ведущий, который следит за соблюдением правил игры и при этом сам не принимает участие в штурме;
  • перед креативным штурмом каждый член команды должен собраться, выкинуть все мысли из головы и выключить телефон;
  • никаких комментариев касательно процедур проведения штурма в его процессе. Все комменты – после;
  • во время креативного процесса члены команды должны поддерживать концентрацию, бодрость, избегать выражения усталости и демотивирования других членов команды любым образом. При падении тонуса лучше молча покинуть помещение и вернуться снова огурчиком;
  • не стоит затягивать штурмы больше, чем на час. В режиме креатива мозговые процессоры быстро перегреваются;
  • поскольку большинство людей боятся негативных оценок своих идей, хорошо, если существует такая система: чем безумнее идея, тем больше эмоционального поощрения получает за нее инициатор. Нужно мотивировать людей к пробиванию своего потолка из страхов и предубеждений.

3,5,6 и 7 методы – мои собственные разработки, до которых добралась интуитивно. Если Вы встречали какие-то похожие запатентованные технологии или придумали свои собственные уникальные, расскажите в комментариях. Буду рада!



Статьи в тему