- Октябрь 14, 2015
Психологические аспекты управления компанией

Как не довести своих сотрудников до "ручки"
В настоящее время в сложных экономических условиях среднему и малому бизнесу приходится уделять особое внимание предупреждению критических (кризисных) ситуаций. В одних случаях с ними сталкиваешься спонтанно, в других – довольно закономерно.
Однако в каждой ситуации присутствует человеческий фактор, и его влияние на процессы, в которых задействованы люди, неизбежно. Поэтому особое внимание владельцам бизнеса приходится обращать на психологические аспекты управления компанией. О них мы сегодня и поговорим.
Полностью избавиться от критических ситуаций (исходя из нашей практики) невозможно. Поэтому актуальной задачей для каждой организации становится разработка системы превентивных мер, способных сигнализировать об опасности и снизить негативные последствия для коллектива компании.
На какие аспекты управления обратить внимание?
Основными критериями устойчивости и процветания компании являются:
- профессиональная компетентность персонала в основной области деятельности;
- управленческая компетентность руководящего состава;
- исполнительская дисциплина;
- оптимальный психологический климат.
К сожалению, каждому из нас приходилось в жизни сталкиваться со специалистами с низкой или недостаточной профессиональной компетентностью. Зачастую в компании присутствие таких специалистов приводит к затяжным кризисам и трудноразрешимым проблемам.
Низкая управленческая компетентность определяется тем, что большинство коммерческих компаний возглавляют их учредители. Люди энергичные, талантливые, но часто не имеющие специальных знаний и опыта как в области непосредственной деятельности, так и в управлении персоналом. Это приводит к снижению эффективности деятельности компании, и может поставить под угрозу ее существование.
Так что же делать?
Когда численность персонала невелика, возможно обойтись жизненным опытом и логикой. Но когда компания разрастается до нескольких десятков или сотен человек, организация сталкивается с кризисом управления. Это связано с тем, что контроль за исполнением задач каждым сотрудником становится невозможным, а управление по итоговому результату требует специальной подготовки персонала и особенной организации.
Именно поэтому исполнительская дисциплина является одним из основных критериев устойчивости компании. Особенно в настоящее непростое время. Это связано с тем, что из-за дефицита информации управленческие решения руководящего состава организации оказываются не всегда понятны рядовым исполнителям.
В то же время, если все исполнители начнут проявлять бесконтрольную инициативу и действовать на свой страх и риск, то вся система станет неуправляемой.
Оптимальный психологический климат
Оптимальный психологический климат состоит из трех компонентов:
- удовлетворенность каждого сотрудника результатами своего труда;
- удовлетворенность характером отношений с коллегами;
- удовлетворенность характером взаимоотношений с руководством.
Обеспечение психологической устойчивости персонала компании зависит от качества подбора персонала и контроля за социально-психологическими процессами, происходящими в фирме.
Обеспечение психологической устойчивости персонала является самостоятельной задачей, которая требует специального инструментария и методов управления процессом.
Основные задачи управления
Основными задачами должны стать:
- использование и разработка эффективных психологических методов отбора персонала;
- адаптация и разработка методов изучения групповых процессов (в основном, негативных);
- разработка тактики взаимодействия с клиентами, партнерами, конкурентами;
- отработка методов индивидуального и группового психологического тренинга;
- адаптация и разработка методов управления конфликтами.
На этом мы заканчиваем сегодняшний разговор про психологические аспекты управления компанией. Если у Вас остались какие-то вопросы — задавайте их в комментариях, и я обязательно на них отвечу. Также в комментариях Вы можете написать, какие стороны жизни коллектива Вам особенно интересны — и мы постараемся в ближайшее время посвятить им отдельные материалы.
Статьи в тему
- Конфликты в организации как средство ее развития
- Организация работы фирмы
- Подбор персонала: 5 главных ошибок