- Октябрь 28, 2015
Как менеджеры по работе с клиентами расстроили хорошего человека

Нужны ли маркетологам клиенты?
Пчелы против меда
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у меня статья немного непривычного формата — я решил выйти в поле и пообщаться с менеджерами по работе с клиентами.
Я обзвонил 5 маркетинговых компаний под видом потенциального клиента и постарался оценить, насколько ориентированы менеджеры этих компаний на решение проблем клиента. Критерий отбора компаний прост: каждая из них дает онлайн рекламу с ориентацией на клиента, который нуждается в продажах. Любопытно, правда?
Названия компаний не буду называть умышленно — я за здоровую конкуренцию.
Разберем каждый звонок отдельно, затем попробуем сделать выводы.
Легенда: есть производство детской мебели (всего 4 позиции), есть продажи по дилерам, нужны продажи в розницу через онлайн. В «интернет-продвижении» я профан. При этом я немного расстроен, так как сейчас у меня проблемы с привлечением клиентов, и что с этим делать — я не знаю.
Начнем:
Компания № 1, Москва
На сайте стоит виджет обратного звонка, им я и решил воспользоваться… Обратного звонка, к сожалению, не последовало.
Менеджер по работе с клиентами перезвонил примерно через 20 минут (что, в принципе, не ужасно).
Что не понравилось:
- менеджер не представился;
- начал продавать интернет-магазин без анализа потребности;
- разубедился в необходимости интернет-магазина, начал продавать посадочную страницу;
- углубился в технологию создания мультилендингов. При этом не объяснил, какую выгоду мне это несет;
- рассказал, как формируется стоимость кликов. Спасибо, конечно… Но что я, как клиент, буду с этой информацией делать?
- по несколько раз уточнял одну и ту же информацию (не слушал мои ответы);
- со стороны менеджера по работе с клиентами не было призыва к действию и инициативы;
- дает гарантии без гарантий. Сначала обещал высокую конверсию, что по факту не является гарантией. Затем переложил ответственность за конверсию на наш товар;
- и вишенка на торте: отказался высылать КП (с формулировкой: «не хочу терять время») после того как я сказал, что исполнители из Санкт-Петербурга у нас в приоритете;
- под конец беседы устал и потерял интерес.
Что понравилось:
- предложил встречу;
- цена услуг ниже рынка (не факт, что это плюс, но все же);
- уточнил маржинальность продаж.
Компания № 2, Санкт-Петербург
Трубку взяли быстро.
Что не понравилось:
- не предложили встречу;
- с оплатой «за результат» не работают (на сайте иное), в итоге «результат» — это посетители сайта. 1-2 месяца работаем не с оплатой «за результат», а там посмотрим;
- менеджер совсем не задает вопросы;
- инициатива в разговоре все время на моей стороне;
- мутное ценообразование: бюджет 100 000 руб., какая-то сумма из этих 100 000 руб. идет на трафик, какая-то в счет оплаты услуг;
- долго и подробно рассказывали про технологию (может кто-то и к плюсам это отнесет, для меня это минус, так как продавец должен, в первую очередь, слушать);
- грузит сложностью создания сайта («300 тысяч, 3 месяца, программинг, дизайн, тестирование…»);
- в конце разговора менеджер «завис», окончательно потерял желание общаться;
- если сайта нет, помочь не могут;
- если сайт есть, гарантировать результат не могут, так как сайт делали не они;
- выслали большущий бриф с кучей специфичных вопросов, разобраться в которых сможет только специалист.
Что понравилось:
- создается ощущение, что общаешься со специалистом;
- менеджер по работе с клиентами оказался довольно терпеливым.
Компания № 3, Санкт-Петербург
Оперативно ответили (4 гудка).
Что не понравилось:
- менеджер не представился;
- попросили заполнить бриф уже после минуты (это, конечно важный этап, но не так же быстро). Это меня удивило;
- e-mail пришлось диктовать. В век высоких технологий и бесплатных способов текстовой коммуникации меня это удивляет;
- дальше анализировать нечего, так как после уточнения e-mail’а разговор закончился;
- не предложили встречу.
Что понравилось:
- задали правильные вопросы: как зовут, где находитесь, сфера деятельности, свое производство или посредник;
- озвучили, что заполнение брифа займет буквально 3 минуты;
- оперативно отправили бриф;
- на основании заполненного брифа компания подготовит советы (бесплатная полезность) и само коммерческое предложение. Что ж, посмотрим, что они мне пришлют;
- менеджер озвучил четкие сроки предоставления информации («через сутки мы вышлем Вам КП»).
На момент выхода статьи:
Через сутки после заполнения брифа перезвонил менеджер компании и предложил встречу. Я отказался, попросил выслать коммерческое предложение.
Предоставлено оно мне так и не было (с момента обращения в компанию прошло 10 дней).
Компания № 4, Санкт-Петербург
Трубку взяли быстро.
Что не понравилось:
- секретарь не представился;
- секретарь попросил оставить свой телефон и сидеть ждать звонка от менеджера («Менеджер в последующем свяжется». Когда это «последующее» наступит — непонятно);
- менеджер перезвонил через 2 часа;
- по-моему, общался он со мной немного надменно (возможно, мне это и показалось);
- большая часть разговора не была направлена на решение моей проблемы;
- не предложил встречу;
- под конец общения менеджер мысленно перенес меня в разряд неинтересных. После этого у меня, как у клиента, пропало желание дальше общаться;
- менеджер копает в глубь, однако для меня не очевидна польза от этого «копания». К тому же в ходе разговора у меня создалось впечатление, что меня собеседовали.
Что понравилось:
- менеджер создает впечатление специалиста;
- инициатива все время находится на его стороне.
Компания № 5, Санкт-Петербург
Трубку взяли на 6-м гудке + голосовое приветствие, что не быстро.
Что не понравилось:
- менеджер по работе с клиентами рассказал мне, почему наружная реклама плохо работает, а интернет хорошо. И это при том, что я сразу сделал упор на интернет;
- начал презентацию решения без анализа потребностей;
- затем начал звать к себе в офис на встречу (это хорошо), сам подъехать не предложил (это не очень);
- поток мыслей и мини-презентаций… При этом на мою реакцию менеджер внимания не обращал;
- и снова диктуем e-mail…
Что понравилось:
- менеджер представился;
- задавал вопросы;
- использовал в разговоре слово «рентабельность».
Давайте попробуем подвести итог
Что нужно делать, когда Вам в компанию звонит потенциальный клиент:
- слушать;
- предлагать встречу;
- сохранять инициативу;
- предпринимать все, от Вас зависящее, чтобы решить задачи и проблемы клиента (начиная с отсутствия продаж в компании и заканчивая мучительной диктовкой e-mail’а);
- искренне хотеть помочь клиенту!
- оперативно реагировать на действия и вопросы потенциального клиента;
- прозрачно отвечать на вопросы.
Что не нужно делать:
- сыпать специализированными терминами (к концу 5-го я звонка уже устал, и это при том, что знаю большинство этих страшных слов. Представляете, каково приходится людям, далеким от нашего сленга?);
- говорить больше, чем слушать;
- давать информацию, не имеющую отношения к делу.
Задумывая этот эксперимент, я искренне расчитывал найти компанию, про которую смогу сказать «хорошо работают при первичном общении с потенциальным клиентом». Но, увы, все менеджеры допускали достаточно критические ошибки. Надеюсь. это носит в их компаниях не повсеместный характер и мне просто не повезло. В любом случае, поиски продолжаются.
Друзья, все вышесказанное пропущено через призму моего восприятия. Если у Вас есть своя точка зрения на это, я с радостью готов с Вами это обсудить.
Приходите к нам в гости, пишите свои комментарии ниже и не забывайте подписываться на нашу рассылку.
Желаю всем свежей осени и бодрых сотрудников!
Статьи в тему
- Знаете ли Вы, как правильно продавать?
- Понятия "слушать" и "слышать"
- Эффективные техники холодных звонков: секрет открыт!