- Январь 29, 2016
Как составить прогноз реализации изменений в компании?

Что нам будет помогать
А что - мешать
Сегодня поговорим с Вами о прогнозировании. О прогнозировании изменений, которые Вы начали (или планировали начать) в организации. О том, как составить прогноз реализации этих изменений.
Будь то введение инноваций «вообще» или внедрение конкретных систем управленческого учета в частности – Вам надо уметь прогнозировать результаты. А также уметь разъяснять своим сотрудникам, от зама до уборщика, эти прогнозы и результаты изменений.
Ведь, как Вы помните, изменения, как правило, непривычны, непонятны персоналу и вызывают его отторжение.
Подробнее об этом — в статье «Достижение цели при проведении изменений в организации»
Прогнозируем
Первое, что Вам нужно, – понять масштаб организационных изменений. Сформировать реальное представление о том, насколько велики будут изменения.
В данной статье я рассмотрю управление и прогнозирование организационных изменений, предполагающих «большой» масштаб. То есть внедрение крупных инноваций, значимые кадровые перестановки и перераспределение ролей среди сотрудников организации. Но, думаю, Вы с легкостью сможете отмасштабировать мои предложения под свои нужды после того, как дочитаете статью.
При этом, если Вы менеджер по персоналу или имеете отношение к управленческому учету, то Вам необходимо понимать, что изменения в организации – не самоцель.
Их не надо проводить ради того, чтобы проводить. Может получится так, что выдержит структура, оборудование и клиенты-поставщики, но не выдержит персонал. И все изменения обратятся в зря потраченное время.
Подробнее об этом — в статье «Почему изменения в компании не приживаются»
Внедряем
Второе – внедрить адаптивный тип организации. Суть таких систем — в формировании команд квалифицированных специалистов, работающих по своим направлениям и объединяемых в единую структуру руководством.
Признаем
Наконец, третье, что нужно понять (и смириться) — это признать факт, что изменения в организации будут всегда. Что это постоянный и объективный процесс, что не удастся единожды раз внедрить что-то, и «всё будет хорошо».
Напротив, именно изменения — это «хорошо», поскольку, при грамотной организации, всегда приводят к интеллектуальному развитию персонала. По меткому выражению Герберта Уэллса, «Там, где нет необходимости в переменах, разум погибает».
Так как составить прогноз?
От теории – к практике. Каждое изменение, каждое «нововведение» должно быть конкретным объектом или процессом, и его реализация должна идти в организации по конкретному регламенту. Этот самый регламент, процесс адаптации нововведения в управлении, также называют «организационными изменениями» (видимо, чтобы отличить от «просто» изменений).
Процессы и объекты, которые меняют в современных организациях, это, чаще всего:
- цели деятельности (куда идем и к чему идем);
- структура управления (кто ведет, куда ведет);
- технологии и квалификации (как делаем, чем делаем и почему);
- персонал (кто делает и зачем делает).
Если объект – ключевые виды деятельности, то здесь, обычно, меняют или диверсифицируют рыночную нишу и зону обслуживания. Они же сегмент рынка.
Например: раньше ориентировались на обычных клиентов, теперь надо работать с премиум-сегментом. Раньше работали внутри страны, теперь переключаемся на экспорт. Какой вариант выбрать — покажет маркетинговый анализ.
Изменения в технологии и квалификации зависят как от новых целей деятельности, так и от прогресса. Если на рынке появились более эффективные инструменты-подходы-структуры и если есть возможность их с выгодой перенять, то начинается процесс изменений.
Наконец, когда объектом изменений выступает персонал организации, то инновации сводятся к повышению квалификации, переподготовке или ротации.
Работаем с факторами
Чтобы еще больше углубиться в практику, давайте составим таблицу тех факторов, которые помогут провести организационные изменения, или напротив, будут мешать в процессе внедрения.
Факторы — «помощники»
|
Факторы — «тунеядцы и лодыри»
|
Осознанная работа персонала: до персонала доведены цели и задачи изменения, он замотивирован должным образом
|
Персонал работает по рутинному распорядку, «идёт и идёт»
|
Тяга к инновациям: персонал проявляет самостоятельность и активность к организационным изменениям
|
«Все устраивает»: персонал уверен, что у организации уже хорошие экономические результаты и ничего не надо менять
|
Положительное отношение персонала к инновациям: людям объяснили, зачем нужны инновации и как они повлияют на их доходы
|
Страх, связанный с желанием сохранить свои рабочие места
|
Наличие финансовых резервов, созданных специально под инновации
|
Отсутствие финансовых резервов
|
Осознание персоналом необходимости инноваций
|
Нежелание персоналом перемен в трудовой деятельности
|
Сильное, но не критическое «давление» конкурентов, старых игроков и новых претендентов
|
Наличие необоснованной и деструктивной внутренней конкуренции в организации
|
Структура управления уже соответствует инновациям, или легко изменяется под них
|
Персонал не имеет высокого уровня квалификации для проведения изменений
|
Работники творчески подходят к решению возникающих при внедрении инноваций проблем
|
Бюрократический тип управления в организации и бюрократические методы решения проблем
|
Организация находится в близкой к кризисной ситуации и не желает работать и развиваться «как раньше»
|
Персонал склонен работать на минимально допустимом уровне интенсивности труда
|
Имеются примеры успеха от внедрения инноваций в других организациях и отраслях
|
Положительные результаты изменений могут проявиться только через большой промежуток времени
|
Посмотрите на факторы в таблице и «примерьте» на себя и на свою организацию.
Чем больше положительных факторов у Вас совпало, тем благоприятнее прогноз для внедрения инноваций. Если совпадений больше с отрицательными факторами, то внедрять изменения может быть рано. Лучше сначала нейтрализовать их, а уже потом приступать к превращению процесса организационных изменений в необратимый, приносящий прибыль и новых клиентов.
Дерзайте и внедряйте в жизнь лучшее!
Если у Вас остались вопросы — задавайте их в комментариях, мы на них обязательно ответим!
Если у Вас есть друзья или коллеги, которые планируют перестраивать свои компании -поделитесь с ними этой статьей. Уверена, она им обязательно пригодится!
Статьи в тему
- Достижение цели при проведении изменений в организации
- Как увеличить прибыль компании?
- Конфликты в организации как средство ее развития
- Организация работы фирмы
- Почему изменения в компании не приживаются?