- Февраль 16, 2016
Как отказать клиенту

Помните о вежливости
И о своих интересах!
Сегодня я хотел бы поговорить с Вами о том, как отказать клиенту. Причем не просто отказать, а сделать это правильно, аккуратно. Так, чтобы не только не вызвать негатив, а, напротив, заслужить расположение в глазах того, кому мы отказываем.
Растущие и развивающиеся компании — как сейчас наша — совершают множество «движений» на своём пути. В общем-то, они напоминают ребёнка, который только встал на ножки и осваивает их, заходя всё дальше и дальше. А порой — покоряя недоступные прежде препятствия.
Многие родители сразу поймут, о чём я. Те же, кто ещё не успел понаблюдать это своими глазами — поверьте, это увлекательнейшее время. Причем как для ребёнка, так и для тех, кто смотрит на него, его поддерживает, продвигается вместе с ним — из комнаты на кухню и обратно… Ловит при попытках падения и утешает его, когда он плачет…
И сам успокаивает свои нервы, весьма неспокойно переносящие уверенно-обиженные рыдания чада.
Что общего между детьми и компаниями?
Компании, выходящие на определённый уровень оборота-дохода вкупе с производимыми работами, зачастую понимают, что среди всего их портфеля продуктов есть лишь несколько тех, которыми они могут по-настоящему гордиться. И которые, соответственно, делают настолько хорошо, насколько — не меньше! — этого достаточно, чтобы быть конкуретоспособным в своей нише.
Те же продукты, производство которых требует бОльших усилий и затрат, а результат при этом не всегда достигается на желанном уровне, разумные компании и их менеджмент предпочитают оставить в архивах (чтобы, возможно, вернуться к ним позже). Либо же совсем перестать их производить.
Это же, в целом, можно сказать и о компаниях-клиентах — особенно о старт-ап проектах, окрылённых первыми успехами и своими амбициозными бизнес-планами, однако имеющих ещё недостаточный опыт и знание рынка или конкретной ниши.
В такие моменты море им по колено и не страшно ничего, пока они не наталкиваются на реальные трудности, связанные с недостаточным просчётом своих возможностей. Кстати, чистейшая недоработка своего SWOT-анализа — отличного инструмента как в продакт-маркетинге — в частности, так и в стратегическом менеджменте — в общем.
Почему важно знать, как отказать клиенту?
Основное внимание в этой статье я хочу уделить всё-таки не стратегическому развитию и селф-позиционированию начинающих компаний, а именно принятию тактических решений при внимательной оценке своих возможностей. И непосредственно — при отказе клиентам в исполнении их желаний, если таковые значат для Вас производство непрофильных продуктов.
И как раз в этом смысле — компании, к которым обращаются за их услугами потенциальные клиенты, как к тем, чей опыт — в глазах клиентов — достаточен для того, чтобы выполнить определённые желания (равно задачи) — вновь напоминают родителей или старших братьев, к кому младший идёт за советом или помощью: не всегда этот совет будет положительным или помощь будет оказана.
Согласитесь, нередко бывает так, что наши родители «спускают нас на землю» своим авторитетным мнением или отказом при просьбе оказать содействие в некоем вопросе, который представляется нам — молодым и энергичным — вопросом решённым и безотлагательным к исполнению. Или же просто донесением до «молодёжи» понимания того, что просьба не может быть исполнена физически, потому что отец не умеет или не может сделать того, о чём его просит сын.
Примера ради, представим ситуацию, когда компания А производит некий продукт (пусть это будет торговый маркетинг), а компания В обращается к А за маркетингом продуктовым. То есть просьбой не увеличить продажи одного из своих продуктов, а переработать и репозиционировать этот продукт совершенно для другой рыночной ниши.
Или — как более наглядный пример, хоть и в несколько другом разрезе — из моей собственной истории взаимодействия со своим отцом. Когда-то, пересев с агрегата отечественного автопрома на иномарку, я попросил отца помочь мне заменить одну из расходных деталей (подшипник ступицы 🙂 ), чтобы лишний раз не тратить деньги на дорогущие сервисы — мол: «Делов-то, пап, — ты же постоянно копался в своём Москвиче!»
Пришёл я к нему со спокойным сердцем. Потому что ожидал, что мой вопрос как будто бы уже решён, и деталь авто мы сейчас без проблем поменяем за часок-два.
Но отец, сталкивавшийся с подобной проблемой уже на своём «японце», ответил мне так: «Приехал бы ты ко мне на своей «девяточке» — я бы ни на секунду не задумался, и, почти не глядя, всё бы тебе сделал в лучшем виде. Но у этих иномарок — «под капотом и ниже» совсем всё не так просто разбирается… Так что, садись-ка обратно за руль и гони в ближайший сервис!»
Вот так развернул меня батя и — как позже увидел я в сервисе своими глазами — оказался совершенно прав.
Подробнее об этом — в статье «Понятия «слушать» и «слышать»»
Так давайте вместе подумаем, как стоит отказывать — разумеется, вежливо и профессионально — своим клиентам при такой необходимости.
Когда можно говорить «Нет!»
Когда Вы новичок на рынке, Вы соглашаетесь делать практически всё. Разумеется, Вы должны быть готовы суетиться и бегать сломя голову, чтобы Ваше имя узнали, а репутация была установлена не иначе как «самый ответственный подрядчик».
Спустя некоторое время (конечно, при удачном старте), Вы становитесь более уверены и спокойны в своём бизнесе и начинаете ценить важность своих границ. Вы понимаете, какой тип работ — и какой тип клиентов — наиболее подходит Вам.
Уже наработано своё портфолио и рекомендации, которые ставят Вас в более сильную позицию в переговорах. Да ещё и некий «буфер» оборота бизнеса уже накоплен так, что не нужно паниковать о том, чем в следующем месяце Вы будете питаться.
Всё это позволяет Вам становиться более придирчивым в плане того, за какую работу следует браться. Более уверенным и утвердительным в вопросах установления границ обязанностей… И с большей вероятностью получать более выгодную работу — где, затратив меньше, Вы получите больше. Вы уже не «мальчик на побегушках», Вы — лидер в своей области!
Звучит здорово, не так ли?! И это действительно так! Но достижение этой позиции означает возможность отказываться от работы с не самыми лучшими условиями, не сжигая за собой мосты.
На самом деле, поначалу это может доставлять некоторые неудобства, и уж точно не принесёт Вам большой «сарафанки». Однако, если всё делать правильно, Вам не о чем будет волноваться. Можно не портить хорошие отношения с клиентами и даже, возможно, будет получаться то, чего Вы хотели изначально — делать именно то, что сами хотите!
Вот на что нужно обращать внимание, когда нужно отказываться от работы (вежливо и профессионально)
Что говорить
- Всегда следует поблагодарить оппонента за предоставленную возможность и его выбор.
- «Мягко и сладко». Будьте уважительны и добры, а также предусмотрительны и искренне. При этом не нужно использовать для оправдания следующие причины:
- Все «производственные мощности» заняты. Такое объяснения может обидеть клиента тем, что кому-то Вы уже оказали большее внимание. Кроме того, оно не даст возможности предложить подождать «в очереди», пока Вы освободитесь.
- Условия договора просто-напросто не подходят. Может быть расценено как излишняя жадность и высокомерие.
- Направление деятельности компании изменилось.
- Или — тем более — что это «не совсем наша профессиональная сфера». Не стоит снижать свой профессионализм в глазах клиента — пусть и из-за «не своей тарелки».
- Напротив, кратко и вежливо объясните весь скоп проблем. Например, что Вы не можете брать на себя риск показать свой обычный уровень результативности и качества в этом проекте, который несколько выбивается из обычного формата деятельности. А те специалисты, которые имеют опыт именно в этой сфере, сейчас полностью заняты в других проектах.
- Если считаете возможным — порекомендуйте кого-то другого для этой работы. Однако здесь будьте внимательны: поступайте так, только если полагаете такой исход выигрышным для всех (и для себя, в частности).
- Если Вы были бы заинтересованы в этой работе при каких-либо других условиях или действительно чуть позже (может быть, все мощности и вправду заняты под завязку!) — оставьте дверь открытой для следующих переговоров или будущих проектов.
- Ещё раз поблагодарите за то, что обратились именно к Вам и пожелайте удачи с этим проектом!
И в любом случае:
Подробнее о том, как общаться с клиентами — в статье «Работа с клиентами компании»
Почему всё же Вы отказываетесь?
А действительно — почему? Прежде, чем сделать что-то, — внимательно оцените причину отказа. Были бы Вы более заинтересованы в проекте при большей сумме контракта? А что, если сроки исполнения были бы более свободными?
Если этот проект Вам интересен, то все «узкие» моменты могут стать предметом переговоров. Дедлайны и гарантии исполнения, возможно, не всегда не подлежат оспариванию, так что иногда следует тщательнее обсудить ориентиры или же условия — всё то, что заставляет Вас сомневаться.
Как бы то ни было, всегда важна ясность того, при каких условиях Вы бы могли взяться за проект или иметь твёрдое понимание в необходимости выхода из него без потерь. Будьте четки в этих оценках, дабы избежать возможных проблем при дальнейшей работе над проектом.
Кстати говоря:
«Нет» всегда лучше вынужденного «Да»
Вполне нормально ощущать неудобства при необходимости отказывать, однако на самом деле — волноваться не о чем, если всё сделано правильно.
Помните, в такой ситуации выиграют все. Если Вы не согласитесь, когда в действительности хотите отказаться или же понимаете, что пострадаете от согласия. Если согласитесь — с большой вероятностью столкнетесь с риском того, что понесёте убытки по пути проекта, если произойдёт то, чего Вы и боялись.
Чем длительнее будет проект, тем больше можно проиграть — как Вам, так и доверившемуся Вам клиенту. Такие разногласия зачастую выливаются в ухудшение отношений, так что действительно лучше не ставить все стороны проекта в неудобную ситуацию.
А аккуратно предусмотрев такие риски и объяснив их оппоненту, Вы, возможно, заработаете только дополнительное уважение, вследствие проявленной заботы.
Подробнее об этом — в статье «Индивидуальный подход к каждому клиенту»
Ваша уважительность всегда окупается
Если Вы будете вести себя профессионально и вежливо, глубоко ошибиться не выйдет. Снисходительность стоит внимания. Клиенты всё-таки нуждаются в действительных результатах больше, чем в том, чтобы стоимость работ была ниже. И дав это им понять — Вы выиграете и большее уважение, и отсутствие очевидных потерь по всем флангам.
Я надеюсь, что эта статья была Вам полезна. Делитесь ею со своими друзьями и коллегами — им она тоже обязательно пригодится!
Если у Вас остались вопросы — задавайте их в комментариях, я с удовольствием на них отвечу.
Статьи в тему
- Знаете ли Вы, как правильно продавать?
- Золотые правила общения с лицом, принимающим решение
- Индекс доверия и направление контакта
- Индивидуальный подход к каждому клиенту
- Как привлечь клиентов