- Август 2, 2016
Целевая аудитория: собираем полную информацию

Один из ключевых моментов
работы над проектом
Приветствую тебя, читатель блога Zolle! Мы уже не раз говорили в наших статьях о том, что такое целевая аудитория и как нужно ее изучать. Сегодня моя очередь делиться своими методами. Приятного чтения!
Взгляд моей коллеги на изучение целевой аудитории — в статье «3D портрет целевой аудитории»
Чтобы провести потенциального покупателя по верной дороге, ведущей прямиком к оставлению заявки, нужно знать, что же из себя этот покупатель представляет, что у него «болит» и как мы можем ему помочь. Как же, не выходя из-за рабочего стола, познакомиться с ним?
Первый и очевидный способ — запросить портрет типичного покупателя у своего клиента. Что именно должен включать этот портрет?
Как минимум, пол покупателя, его возраст, ценности и интересы, уровень достатка, род деятельности, решающие факторы для покупки. Конечно, если наш клиент такими данными располагает. При получении такого портрета Вы будете схематично понимать, кому предлагать товар.
Следующий шаг — опрос существующих клиентов. Возьмите у своего клиента список хотя бы из 15-20 телефонных номеров постоянных клиентов и обзвоните их. Чтобы избежать негатива в ходе беседы, представляйтесь представителем отдела качества компании. Люди легче идут на контакт, когда думают, что их мнением интересуются ради улучшения продукта. Вопросы могут касаться и продукта, и сервиса, и самого покупателя, его отношения, ожиданий от продукта.
Основываясь на данных, полученных в ходе опроса, Вы поймете, что для покупателя важнее всего. И сможете, таким образом, улучшить свой продукт, усовершенствовать сервис. И, конечно, у Вас появится возможность сделать наиболее нужное для покупателя предложение.
Целевая аудитория: что еще важно знать?
Какие шаги перед покупкой совершает потенциальный покупатель
Это знание нужно нам для того, чтобы понимать, на каком этапе мы можем «поймать» клиента в онлайне. Приведу пример: я хочу заказать своей маме цветы на День рождения. Мама живет в другом городе, поэтому мне нужна доставка по России. Допустим, я еще никогда этого не делала и в закладках подобных сервисов у меня нет.
Чтобы принять решение о заказе букета, мне нужно:
- открыть поисковик;
- ввести запрос;
- выбрать несколько сайтов из рекламной или органической выдачи;
- изучить ассортимент и стоимость;
- почитать отзывы;
- сравнить цены;
- удостовериться в качестве.
Только после этого я решу, какой магазин подходит мне больше всего.
Соответственно, меня можно «поймать» на этапе поиска — показать мне объявление в Яндекс.Директ, например.
«Места обитания» нашего покупателя
Где еще, кроме очевидных поисковиков, может появиться Ваш покупатель?
Здесь нужно и воображение, и чутье. Рассмотрим на приведенном выше примере с цветами.
При выборе букета важно визуальное представление. Поэтому блоги смежных тематик, «цветочные» аккаунты в Инстаграм — это места, где можно найти нашего покупателя.
Допустим, из портрета нашей целевой аудитории мы знаем, что она интересуется стилем и модой. Соответственно, находим лидеров мнений, бьюти-блогеров и прочих представителей этой сферы и, при возможности, партнеримся с ними.
Кроме этого, подключая воображение и логику, предполагаем, что наш покупатель может появляться на информационных порталах, сайтах смежных тематик (например, свадебной, декораторской). И это направляет нас в РСЯ и КМС.
Конечно, необходимо помнить и об оффлайне. Но это уже вопрос к рассмотрению в других материалах.
Место на лестнице узнавания Бена Ханта
Прежде чем разрабатывать непосредственно рекламные кампании или предлагать потенциальному покупателю какой-то контент, нужно четко понять, какова степень осведомленности аудитории о продукте.
Схематично лестница выглядит так:
В зависимости от того, на какой ступени находится наш покупатель, мы понимаем, как с ним поступать. Прокомментирую каждую ступень:
-
Нет проблемы
Создаем проблему и даем решение, идя по схеме ПБР (проблема-беспокойство-решение).
-
Есть проблема, нет решений
Доносим, что есть хороший метод решения проблемы (наш) и приводим доказательства.
-
Решения есть, сравниваем варианты
Даем информацию о множестве вариантов решений, обучающий контент и подталкиваем в сторону решения в нашу пользу.
-
Выбор продукта
Продвигаем наш продукт. Демонстрируем экспертность, желание помочь, не вынуждая клиента у нас купить. Заслуживаем доверие.
-
Уверенность и намерение
На этой ступени мы конкурируем по продукту, отстраиваемся по преимуществам и цене, акциям и УТП.
Подробнее о лестнице узнавания можно прочесть в книге Бена Ханта «Конверсия». Там же, кстати, Вы можете найти много дельных советов по юзабилити и улучшению поведенческих факторов.
Круг имплицитных целей Бардена
Помимо внешних целей у покупателя всегда есть потайные, внутренние цели. И их тоже нужно знать, чтобы попасть точно в цель.
Например, отправив маме букет на День рождения, я удовлетворю свою внешнюю цель — сделать подарок, порадовать. С другой стороны, моя внутренняя цель может быть несколько иной. Например, быть лучшим из детей моей мамы, самоутвердиться и доказать свою состоятельность. Таким образом, меня нужно доставать в сфере «Автономности» по кругу Бардена.
Расшифрую внутренние цели:
- Безопасность: забота, уверенность, близость, безопасность, тепло и т.д.
- Дисциплина: точность, порядок, логика, здравый смысл и т.д.
- Удовольствие: расслабление, беззаботность, удовольствие, открытость и т.д.
- Возбуждение: жизненная сила, веселье, любопытство, креативность, изменения и т.д.
- Автономность : гордость, успех, власть, превосходство, признание и т.д.
- Приключения : свобода, смелость, бунт, открытие, риск и т.д.
Вариантов может быть множество, а подобрать верное место для Вашего покупателя помогут результаты опроса.
Прочесть подробнее об имплицитных целях Вы, кстати, можете в книге Фила Бардена «Взлом маркетинга».
А еще — в статье «Рассылка писем: составляем портрет получателя»
На мой взгляд, я описала ключевые моменты изучения целевой аудитории. Портрет, составленный на основе изученных данных, поможет Вам сделать лучшее для Вашего покупателя предложение, бьющее точно в цель, удовлетворяющее тайные желания и снимающее все его потаенные страхи.
Если у Вас есть чем дополнить мои способы, или Вы хотите задать вопрос, или просто высказать свое мнение — не стесняйтесь, пишите в комментариях, а я с удовольствием с Вами пообщаюсь.
Желаю Вам успехов на поприще изучения своей целевой аудитории! И до новых встреч на страницах блога Zolle.
Статьи в тему
- 3D портрет целевой аудитории
- Ваша целевая аудитория
- Рекламная кампания: основные ошибки при подготовке
- Целевая аудитория. Как найти к ней ключ
- Что такое планирование рассылки и зачем оно Вам нужно