- Август 8, 2016
Что такое веб-аналитика и какая от нее польза?

Начинаем с азов
и заканчиваем тегами
Приветствую Вас, читатели блога Zolle! Сегодня в разделе «Аудит и аналитика» стартует новая серия статей — «Веб-аналитика». Начинать будем с простого: расскажем о том, кому и зачем вообще нужна веб-аналитика, какие инструменты Вы можете использовать и какие данные с их помощью собирать. А потом перейдем к более сложным темам: интеграции систем аналитики с CRM, анализу полученных данных и т.д.
Счетчики систем веб-аналитики
Итак, для сбора данных о сеансах, поведении пользователей и другой информации можно использовать разные счетчики систем аналитики. Их множество, не буду останавливаться на каждом, мы в своих проектах используем 3 счетчика:
- Яндекс.Метрика
- Google Analytics
- Mail Top
Яндекс.Метрика — самый распространенный счетчик в рунете. Его основными преимуществами, на мой взгляд, являются удобное отображение данных тепловых карт и вебвизор. А также его данные об аудитории (пол/возраст) можно смело использовать в корректировках кампаний Яндекс.Директ, так как «представление» о пользователях у этих систем совпадает.
Google Analytics не так распространен, но является самым «навороченным» бесплатным счетчиком аналитики. У него очень широкие возможности по кастомизации отчетов, сегментации пользователей и интеграции с другими системами: CRM, коллтрекинг, Alytics.
Если для Вас очень важно учитывать качество лида, а CRM у Вас нет, то можно с помощью Google Таблиц и пары нехитрых скриптов отправлять данные о качестве лида в Google Analytics. Практически безграничные возможности GA — тема для отельной статьи. Основные работы мы производим с этим счетчиком.
Mail Top, как понятно из названия, является продуктом кампании «Mail.ru», которой сейчас принадлежат социальные сети ВКонтакте, Одноклассники и Мой Мир.
Этот счетчик помогает таргетологам и маркетологам составлять более точный портрет пользователя. Он предоставляет наиболее точные данные об интересах пользователей (30 вариантов), демографии и ещё 5 параметрам, таким как:
- доход (HeadHunter (hh.ru) тоже принадлежит Mail.ru);
- занятость;
- семейное положение;
- наличие образования;
- и даже как часто пользователи смотрят тв.
Эти данные, в свою очередь, можно использовать в рекламной сети myTarget.
Цели в веб-аналитике
Для того, чтобы поступающие данные были не просто интересны, но и полезны, самым важным действием перед запуском проекта является определение и настройка отслеживания целей.
Например:
Отправка формы или звонок с сайта. Это — макроцели, цели, ведущие к целевому действию. То есть отдел продаж может связаться с потенциальным клиентом.
Помимо этого рекомендуется отслеживать микроцели – события на сайте, которые не приводят к целевому действию, но либо предшествуют его совершению, либо подтверждают заинтересованность пользователя в Вашем продукте. Например: добавление продукта в корзину, взаимодействие с калькулятором, просмотр 5 фото в галерее. О том, как использовать эти данные, мы поговорим в следующих статьях.
Для одних предпринимателей настройка целей на сайте – непреложное правило.
Но, как ни странно, остались и те, кто до сих пор на вопрос: «Как же так получилось, что Вы тратите до 50 тысяч рублей в месяц на трафик и не знаете, какие каналы/кампании для Вас наиболее рентабельны или убыточны?» отвечают: «Ну, и так, вроде бы, работает…»
Хорошо, если пока что работает. Но когда перестает работать, никто не знает, что делать, подрядчики сваливают вину друг на друга (сайт и трафик делали разные подрядчики) и виноватых не найти.
Веб-аналитика и диспетчеры тегов
«Но неужели придется отдельно встраивать все три счетчика, для каждого настраивать цели и события?» — спросите Вы.
На счастье разработчиков и маркетологов, были изобретены диспетчеры тегов. В своей работе мы используем Google Tag Manager.
Диспетчер тегов позволяет, установив всего один код в тело сайта, получать данные для неограниченного количества счетчиков, а также выполнять JavaScript, не тревожа разработчика навязчивыми просьбами добавить на сайт тот или иной код или функцию.
JavaScript, в свою очередь, может помочь собрать практически любые данные о действиях пользователя. Например, передать в переменную глубину скроллинга, данные о том, как долго человек не просто держал вкладку открытой, а действительно был активен на сайте.
Эти данные позволяют на более ранних сроках принимать обоснованные решения о том, на что стоит тратить бюджет, а какие ключевые фразы и/или направления стоит выключить.
Более того, внутри Google Tag Manager можно создавать шаблоны настроек. И, если Вам необходимо настраивать пакет аналитики на похожие по задачам сайты, то это значительно упрощает жизнь.
Конкретней о том, как собирать необходимое количество данных для эффективного управления рекламными кампаниями, а также о том, как это делать, затрачивая минимум усилий, мы поговорим в следующих статьях.
Если у Вас остались вопросы — задавайте их в комментариях, и я обязательно на них отвечу.
Делитесь этим материалом с коллегами, которым интересная тема веб-аналитики.
И до новых встреч!
Статьи в тему
- А у Вас уже подключена CRM-система?
- Контент-план. Самодисциплина - наше всё!
- Маркетинг: системный подход
- Сервисы для рассылки писем: мой топ-10
- SMM-щик, сделай свою жизнь проще и веселей!