- Август 11, 2017
Финансовое планирование и руководители высшего звена

Почему коллегиальные решения
лучше единоличных?
Здравствуйте, уважаемые друзья. Сегодняшняя статья — это, скорее, кейс. В нём я хочу рассказать про финансовое планирование и опыт привлечения к нему руководителей компании. Мы используем его уже достаточно давно. Теперь настало время оценить его преимущества и вам.
Руководители и финансовое планирование
Если Вы несете ответственность за деньги, то Вам наверняка знакома ситуация, когда к Вам постоянно приходят сотрудники и выпрашивают деньги на очередные траты. И Вы единолично вынуждены принимать решение о том, выделять ли деньги или нет. И часто бывает так, что одному денег дали, а другому — нет, из-за чего тот начинает уходить в негативное эмоциональное состояние.
Я сам очень долго проработал в таком режиме. В определённые моменты чувствовал себя жутко неловко, ведь у меня не было никогда максимально полной картины, чтобы принять правильное финансовое решение.
В итоге на менее важную статью расходов я деньги выделял (хотя искренне считал, что она важная), а на действительно важную — нет (хотя оказывалось, что она была важна). Постоянные ссоры с коллегами на этой почве вызывали желание бросить всё и заняться чем-нибудь другим, но не финансами.
В конечно итоге умные люди, видя встающие передо мной дилеммы, порекомендовали внедрить основы Финансового планирования и привлечь руководителей высшего звена к реализации этого планирования.
Практика финансового планирования
Вот что было реализовано в нашей компании и что дало положительные плоды:
-
Финансовое планирование стали проводить всего один раз в неделю, а не ежедневно.
Я уже писал об этом в одной из предыдущих статей.
Это значит, что все предстоящие расходы мы стали собирать в отдельный файл, а затем, исходя из прихода, начинали распределять деньги в соответствии с приоритетными тратами.
Теперь нет такого, что в начале недели мы тратим много денег на что-то менее важное, а в конце недели вынуждены искать деньги на более важное. Например, в начале недели нужно потратить 100.000 рублей на закупку материалов для ремонта офиса, а в конце недели не знаешь, откуда взять денег на выплату аванса сотрудникам.
-
К распределению денег привлечены непосредственно сами руководители высшего звена.
Я предоставляю им данные о том, сколько есть денег для распределения, а также какие статьи расходов существуют.
Например, в компании есть всего 437.000 рублей, в то время как долговых обязательств на 800.000 рублей. Теперь руководители сами несут ответственность за то, какую статью расходов признать более важной, а какую — нет.
Также начинают сами принимать решение, что, например, на закупку материалов для офиса можно попросить отсрочку, либо разделение счёта на транши, чтобы остались деньги на выплату аванса сотрудникам.
В таком случае руководители, сами приняв решение, с большим энтузиазмом будут договариваться с поставщиками о рассрочках, чем если бы это указание пришло от меня. Ведь, как мы знаем, лучше всего мы действуем тогда, когда решение принято нами лично, чем когда решение спущено сверху.
-
Функция контроля за распределением денежных средств осталась за мной.
То есть после финансового планирования руководителей, их решение приходит ко мне и я уже начинаю сверять верность с точки зрения того, соответствует ли результат стратегическим планам компании или нет.
Например, руководители могли не одобрить выплату по кредиту, посчитав, что это не важная трата. Но они могут не знать о том, что несвоевременная оплата по кредиту приводит к удорожанию этого кредита (за счёт штрафов за просрочку, дополнительных комиссий и так далее). И тут уже если я с чем-то не согласен, то отправляю план на доработку. Если согласен, то отправляю в бухгалтерию на его реализацию.
В итоге — довольные руководители и сниженная эмоциональная утомляемость у меня, как финансового директора.
Зачем такие сложности?
Хочу донести важную мысль — у меня не было желания переложить свою ответственность на других людей. Было желание сделать так, чтобы руководители сами получили возможность принимать решение о правильном управлении деньгами.
У них не осталось повода обижаться на меня за то, что я не дал денег на что-то. Ведь теперь это их коллегиальное решение.
Они теперь учатся правильно отстаивать свою точку зрения и понимают, что, если раньше нужно было обосновать своё решение одному мне, то теперь это решение нужно донести сразу до 6 человек. И у этих 6 человек будут свои потребности в расходах. Итог — они договариваются друг с другом и принимают совместное решение. На кого теперь обижаться?
Что интересно — на финансовом здоровье компании такая модель отразилась очень сильно и в положительную сторону. Ушли необязательные расходы и стало больше свободных денежных средств, которые можно спокойно направлять на развитие компании или ликвидацию образовавшейся задолженности за долгий период деятельности компании.
На сегодня у меня всё. Желаю богатства и процветания!
Статьи в тему
- А Вы уже разработали свой план маркетинга-2017?
- Главный навык и главное качество предпринимателя
- Кредит для бизнеса: кабала или средство для развития?
- Нет денег? Пора внедрять финансовое планирование!
- Платёжеспособность. Как правильно с ней работать?