- Май 11, 2018
Какими личностными чертами должен обладать хороший маркетолог-аналитик?

Эрудированный предприниматель?
Или этичный оригинал?
Каким должен быть хороший маркетолог-аналитик? Какими чертами он должен обладать? Что отличает плохого аналитика от хорошего, а хорошего — от отличного? В каких направлениях нужно развиваться, чтобы стать лучше? Обо всем этом поговорим в статье!
Да кому нужны эти личностные черты?!
Полагаю, эта тема может вызвать интерес у разных сторон:
- и у предпринимателей, которые ищут подобного специалиста в штат;
- и у людей, желающих обучиться данной профессии;
- да и у самих маркетологов-аналитиков в целях саморазвития.
Не претендую на истину в последней инстанции, но уверен, что смогу осветить пару важных особенностей подобной работы, так как есть опыт найма и обучения упомянутых специалистов.
Эта тема возникла в голове при обнаружении вот такой инфографики.
Как Вы можете видеть, в данном списке идёт речь о характеристиках маркетологов независимо от их специализации. Однако они бывают разных, более-менее устоявшихся категорий. К примеру, по этой ссылке Вы найдёте попытку перечислить основные типы маркетологов.
Каким должен быть хороший маркетолог-аналитик?
Так какие же черты помогают проводить маркетинговые исследования качественно?
1. Жажда информации
Чем для механика является гаечный ключ, тем для маркетолога-аналитика — информация. В том смысле, что это его основной рабочий инструмент.
Поэтому очень странно, если специалист не пытается добыть себе свой рабочий инструмент в как можно большем качестве и объёме.
Как можно заметить, что специалист обладает этой чертой? Скорее всего, время от времени он:
- говорит фразы наподобие: “Мне не хватает информации”;
- сидит с 30 открытыми вкладками в браузере;
- часто делится интересными наблюдениями.
2. Желание убедиться
Эта черта начинает проявляться с первых же минут погружения в новый проект. Всегда есть какие-то исходные данные от заказчика, клиентов, игроков и экспертов рынка.
Хороший аналитик будет смотреть на них не как на фундамент, а как на болото. А следовательно захочет найти в болоте “кочки”, на которые можно опереться. Это процесс проверки фактов. После него будет этап поиска и формулирования гипотез, которые специалисту обычно хочется методично и поскорее проверить.
Но высшая степень проявления этой черты — это когда у аналитика возникает желание проверить те мысли о проекте, в которых он в принципе уверен. Хороший маркетолог даже после десятков успешных подтверждений принятых им решений в каждом новом проекте вновь постарается убедиться, что и в этот раз его выбор сработает.
Вы легко можете проверить, есть ли у специалиста эта черта. Просто спрашивайте его вразнобой о том, на каком основании сделаны те или иные выводы в работе.
Если он замнётся и скажет, что ему “так кажется” — это будет первый звоночек.
Если Вы в ответ на это попросите проверить данные и он внезапно найдёт тысячу причин, почему проверить это невозможно, — это будет второй и окончательный звоночек. С таким сотрудником лучше незамедлительно прощаться.
3. Эрудированность
Для того, чтобы генерировать большое количество сильных гипотез, у специалиста обязательно должно быть большое количество связей в его нейронах. При этом не столь важно, является ли этот человек книголюбом, возможно, он наращивал кругозор другими методами (просмотр фильмов, наблюдения за окружающим миром и прочее).
Если специалист способен поддержать разговор по большому спектру тем и может удивить Вас глубоко продуманными ответами на нетривиальные вопросы, то это хороший знак.
4. Баланс эмпатии и расчётливости
Это то, чем мне сильнее всего нравится данная специальность. Довольно мало людей, которые одинаково хорошо развиты, с одной стороны, по части психологии и понимания общественных процессов, а с другой — умеют формировать остроумные математические модели и знают, как произвести расчёты так, чтобы они были по научному надёжны.
К слову, такое сочетание скорее всего и будет подразумевать “разномасштабность” мышления. То есть обладающий этим навыком человек способен обнаружить нотки смущения в совершенно нейтральном отзыве конкретного человека, а в следующую минуту так же спокойно может отметить сдвиг парадигмы в обслуживании клиентов в изучаемой отрасли.
Это действительно важная особенность личности подобных специалистов. Ведь в течение одного рабочего дня перед маркетологом-аналитиком возникает несколько десятков моментов, требующих мгновенного переключения между двумя ипостасями нашего мышления.
То он изучает потребительское поведение и замечает в нём странность — и ему хочется прочитать исследование, насколько распространена эта странность.
То он видит необъяснимую связь между поисковыми запросами и целевыми действиями на сайте. И сразу же пытается сформулировать гипотезы, чем же движимы эти люди.
Если у специалиста эти переключения происходят быстро и легко, то это “Ваш” человек.
5. Этичность
В наши времена, когда экономика, социум и разнообразие мира постоянно развиваются, у людей всё меньше интереса к “гнилым” проектам и идеям.
Да, пока что мы далеки от идеального общества, но всё же мировые бренды поддерживают новые тренды, где ценится уважение, искренность, забота, энтузиазм, к чему бы они не относились. Хороший маркетолог знает об этих мировых процессах и почти наверняка с ними солидарен.
Возможно, Вы возразите мне, что в этом тезисе нарушена логическая цепочка — раз в мире всё ещё существуют негативные и неэтичные коммерческие проекты, значит, их маркетологи делают свою работу хорошо. Следовательно, они и специалисты хорошие.
На это я могу лишь сказать, что у таких ребят наверняка есть свой предел.
Либо ты двигаешь плохой продукт по незнанию, оставаясь хорошим человеком (тогда под сомнением твоя способность допытываться до истины). Либо ты двигаешь плохой продукт осознанно, а при этом сложно оставаться хорошим человеком, потому что совесть не обмануть и рано или поздно этот человек потеряет хрупкий баланс между эмпатией и расчётливостью.
Чем отличный маркетолог-аналитик отличается от просто хорошего?
Вероятно, Вы уже заметили, что эти черты подпитывают друг друга и создают определённую целостность. Именно поэтому сложно найти действительно достойного маркетолога-аналитика, у которого отсутствует какая-либо из этих черт.
Разве что к моменту начала работы в этой сфере какие-то из указанных черт развиты слабо. Но это, к счастью, поправимо — было бы желание расти.
На этом можно было бы закончить, но мы успели поговорить лишь о хорошем специалисте. Почему бы не узнать — как найти отличного?
1. Оригинальность
В данном пункте речь о вполне понятных субстанциях.
Быть оригинальным для маркетолога-аналитика — это значит искать сильные решения не только миксуя имеющиеся у него в голове проверенные решения и идея, но и искать неизведанный путь.
Это значит, что в нужный момент, напитавшись информацией об изучаемом рынке и продукте, он абстрагируются от всего испытанного и проверенного и старается дать свой, совершенной новый ответ на старый вопрос.
Мне видится, что только при таком подходе специалист способен генерировать талантливые и сильные решения стоящих перед компанией бизнес-задач.
2. Настойчивость
Если обратить внимание на черты, перечисленные в первой части списка, и попробовать представить маркетолога-аналитика, у которого все они есть, то видится довольно мягкий и дипломатичный человек, который может быть упертым лишь по части выполнения своих задач.
Но, чтобы маркетолог-аналитик достигал выдающихся результатов, ему непременно нужно обзаводиться такой чертой, как настойчивость. Именно она усиливает базовый пул навыков и характеристик.
Порой, чтобы достичь результатов, нужно требовать этот результат от тех, от кого зависим специалист в свое работе. Настойчиво искать информацию и решения в тех случаях, когда внутренне уже согласился на компромисс.
Именно из-за отсутствия этой черты маркетологи-аналитики не всегда могут обеспечить твёрдость (читай — экономическую целесообразность) своих рекомендаций, что в глазах руководства бизнеса ставит под вопрос необходимость проделываемой работы.
3. Предпринимательская жилка
Строго говоря, обладая ею аналитик скорее всего будет трудоустроен в своём собственном предприятии.
Но если всё же Вам на пути попался специалист с подобным качеством, то будьте уверены, что любой анализ и решения, которые им будут сгенерированы, будут в должной мере учитывать интересы любого бизнеса на пути исследования.
Условно, наличие подобной черты схоже по значению со смыслом расхожей фразы “Чтобы поймать преступника — нужно думать как преступник”. Такие аналитики менее оторваны от реалий бизнеса и способны лучше отсеивать нежизнеспособные решения среди разработанных вариантов.
К тому же обладатели этой черты склонны испытывать солидарность с заказчиком своей работы и выкладываться для него даже в незаметных окружающим мелочах.
В совокупности наличие этих черт сказывается на качестве работы маркетолога-аналитика самым серьёзным образом. Он может не знать каких-то профессиональных инструментов, просто-напросто иметь мало опыта, но эти черты непременно выведут его на приличный результат.
Так что пользуйтесь этим перечнем для собственного развития или повышения квалификации Ваших подчинённых.
Желаю порядка в Вашем маркетинге! До новых встреч.
Статьи в тему
- Стратегии роста компании: что, как и зачем
- Учимся использовать в работе Customer Journey Mapping
- Зачем компании нужна долгосрочная цель?
- Каким должен быть контент сайта, чтобы вызвать доверие?
- Нужно ли Вам позиционирование бизнеса или можно прожить и без него?