- Март 4, 2019
Все о том, что такое файлы cookie, и об их разновидностях

А также о печеньках
и котиках
Всем привет! В данной статье хочу поговорить о такой вещи как котики, печеньки, простите — файлы cookie.
Что такое файлы cookie?
Вот информация о cookie-файлах из Википедии:
Ку́ки (англ. cookie, буквально — печенье) — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя.
Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в составе HTTP-запроса.
Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для:
-
Аутентификации пользователя
-
Хранения персональных предпочтений и настроек пользователя.
-
Отслеживания состояния сеанса доступа пользователя.
-
Ведения статистики о пользователях.
Так, окей, с Википедией разобрались, формальности соблюдены.
А теперь на понятном языке
Сбор данных о посетителях на сайте происходит при помощи счетчиков аналитики — например, Google Analytics и Яндекс.Метрика. За сбор этих данных и отвечают Куки.
По сути своей — это небольшие текстовые файлы, которые веб-сервер отправляет в браузер. Браузер с их помощью получает возможность отслеживать действия на конкретном сайте.
Хранятся файлы куки локально. Другими словами — на жестком диске компьютера (при условии, что у браузера есть на это разрешение).
Хранятся в виде пар имя/значение.
И при следующем посещении веб-сервер сайта и Ваш браузер обмениваются этой информацией между собой.
Зачем нужны куки?
Основное назначение cookie-файлов:
-
Сбор данных инструментами веб-аналитики.
-
Персонализация рекламы под запросы пользователей: «Привет, ретаргетинг!» (ремаркетинг).
-
Авторизация, упрощение ввода информации в формы на сайте.
-
Хранение информации о предпочтениях пользователя на сайте:
- местоположение;
- язык интерфейса;
- демографические данные;
- тип устройства;
- операционная система;
- разрешение экрана.
-
И так далее…
Короче говоря, благодаря Куки сайт узнает пользователя. Именно благодаря кукам Вам не нужно запоминать сотни связок логинов и паролей от кучи сайтов, социальных сетей и интернет-магазинов. (если Вы не параноик)
Куки можно сравнить с консьержем в подъезде многоквартирного дома – первый раз он требует предъявить пропуск (или сообщить какие-либо данные), а во второй узнает нас и пропускает просто так.
Со временем он уже начинает приветствовать нас и, задавая между прочим ненавязчивые вопросы, может узнать о нас всё больше: в какую квартиру мы ходим, сколько у нас родственников, что покупаем, где отдыхаем и т.д.
Постепенно накопленной информации у консьержа становиться ещё больше и, используя её, он начнет нам что-то советовать (согласно нашим интересам), поздравлять с Днём рождения, предлагать какую-то помощь или услуги, а, возможно, даже продавать что-либо.
Минутка информационной безопасности! Не забывайте использовать сложные пароли (особенно для рекламных аккаунтов!), храните их в надежном месте (менеджеры паролей Вам в помощь) и периодически очищайте файлы куки.
Виды и типы куки-файлов
(Это тоже Куки!)
Файлы куки бывают двух видов:
-
Постоянные (persistent cookies) — остаются доступными после закрытия браузера.
-
Сеансовые (temporary cookies) — сохраняются только на протяжении посещения сайта.
А также двух типов:
-
Основной файл cookie (first-party) – создается одним доменом веб-сайта. Посетитель запрашивает его, когда вводит URL в адресную строку браузера или выполняет переход по ссылке. Это куки, который создается одним доменом и не может использоваться другим. Могут храниться на компьютере в течение нескольких дней, месяцев или даже лет.
-
Сторонний файл cookie (third-party) – это такой файл куки, который создается одним доменом при заходе пользователя на другой домен. Яркие примеры сторонних куки-файлов — это ретаргетинг и ремаркетинг, пиксели или скрипты отслеживания социальных сетей и так далее.
Так чем же полезны куки для веб-аналитики?
С точки зрения веб-аналитики, основное назначение куки-файлов — идентификация пользователей с помощью уникального идентификатора (ClientID (cid)) который создается для каждого посетителя сайта.
Файл называется _ga и содержит лишь одно значение — случайно сгенерированное число, которое нам известно в Google Analytics как Client ID. Каждое обращение к серверу GA (Hit) содержит в себе этот ID, что позволяет идентифицировать пользователя (а точнее, связку компьютер-браузер).
Рекламные функции
Рассмотрим на примере демографических отчетов, отчетов по категориям интересов в Analytics и Метрике (правда, тут еще используется технология Крипта) — здесь используется third party cookie.
Эти же самые данные используются для таргетинга по демографии и интересам.
Куки систем контекстной рекламы
Упрощенно говоря, Яндекс.Директ и Google Ads создают файл куки во время клика пользователем по объявлению. Этот файл содержит в себе данные по этому клику.
Конверсии
Код конверсий берет данные из файла куки, который был создан при клике на объявление, и тем самым атрибутирует конверсию с информацией о клике по объявлению. В итоге мы видим, какая кампания, группа объявлений, ключевое слово принесли нам конверсию.
Еще одна вещь, на которую хочу обратить внимание: некоторые пользователи специально удаляют куки и прочие хранилища, а также используют блокировщики рекламы, включают приватный режим, используют прокси или VPN.
Все эти инструменты затрудняют анализ данных и приводят к неточности в отчетах Веб-аналитики. Поэтому все, что Вы видите в инструментах веб-аналитики, имеет определенную погрешность, которая вполне может достигать 30%.
Надеюсь, данная информация окажется для Вас полезной. Высоких Вам конверсий!
Статьи в тему
- Краткая история веб-аналитики: от рождения Интернета до наших дней
- А у Вас уже настроена сквозная аналитика?
- Виды ретаргетинга: помогите посетителю сделать выбор в Вашу пользу!
- "Яндекс Метрика" - "Отчеты": кладезь полезной информации
- Упаковка бизнеса или как обрушить самый сильный отдел продаж. Часть 2: реклама для СРО